Крафтовое пиво - история создания и определение

Производство крафтового пива — явление, характерное отнюдь не только для нашей эпохи (хотя сам термин появился достаточно поздно). Более того, «диковинным» подобные способы изготовления являются исключительно для нашего времени: очевидно, что подход древних людей всегда предполагал больший творческий размах; рецептура неизменно была в некотором смысле «индивидуальной». Разовьем эту тему подробно, проведя небольшой экскурс в историю.

Исторический экскурс

Исторические данные позволяют говорить о том, что пиво появилось не позднее двадцатого века до нашей эры: имеющиеся письменные источники дают возможность изучать ситуацию только с этого времени. Однако нам нет нужды заходить так далеко для раскрытия темы: стоит сразу обратить внимание на первую половину двадцатого века, когда во времена «Великой Депрессии» люди кардинально пересмотрели принципы изготовления алкогольных напитков. Именно в это время производством пива «заинтересовалось» государство, которое увидело в нём возможность получения финансовых выгод. Тогда пиво начали производить в промышленных масштабах и в таком «формате», который является привычным и для современного человека.

Реклама и иные средства воздействия на общественное сознание «усреднили» вкус: мелкие пивоварни начали закрываться, а крупные компании, напротив, буквально «захватили» рынок. Началось производство лагера, который не имел ярко выраженного индивидуального вкусового отпечатка: приходя в бар, вы могли просто попросить пиво и получить именно такой напиток, который ожидали. Ни визуально (цвет), ни по вкусу, ни по консистенции одно пиво не отличалось от другого (а если и отличалось, то незначительно).

Крафтовое пиво - история создания и определение

Однако ситуация недолго оставалось настолько статичной и начала меняться уже вскоре после преодоления границы середины столетия — в 60-х годах. Интересующимся историей пива известна фамилия Фрица Майтага — человека, которого считают первым крафтовым пивоваром Соединенных Штатов Америки. Именно он является создателем маленькой пивоварни Anchor Brewing, на которой начали производить пиво, опираясь на старые рецепты, бывшие актуальными еще до начала Великой Депрессии. Следующий важный этап — появление New Albion Brewery, которой «верховодил» Джек Маколифф. Марка выпускала как обычные европейские сорта, так и непривычное крафтовое пиво, созданное по оригинальной рецептуре.

Вскоре отреагировали на происходящее и власти США: в 1978-ом году началась легализация домашнего пивоварения (далеко не во всех штатах), после чего маленькие компании начали появляться в колоссальных количествах. Немножко статистики: в 1980 году их было 8, в 1994 — 537, в 2010-ом — 1600. На данный момент их число превышает две тысячи.

Небольшой ликбез

Еще не столь давно в большинстве баров вы могли увидеть весьма ограниченный набор сортов: лагер, стаут, эль; изредка встречалось вишневое пиво. Однако сегодня ситуация изменилась радикально: теперь, напротив, нелегко найти такой пивной ресторан, где не подавали бы оригинального крафтового пива.

Настало время четко определить границы использования термина. Формально крафтовым сегодня называют пиво, которое производится не в промышленных масштабах; речь идет о сортах, которые изготавливаются в небольших пивоварнях по оригинальным рецептам, когда общий объем производства — по современным меркам — можно считать крайне малым. Подчас напиток изготавливается даже не ради финансовой выгоды, а преимущественно с целью реализации своих творческих идей.

Однозначного перевода слова «крафтовое» тоже нет: встречаются такие варианты, как «ремесленное», «самодельное». Важно учитывать, что в самой Америке к крафтовому пиву предъявляются определенные требования. Их можно обобщить в трех пунктах:

  • Суммарное производства пивоварни не должно превышать шесть миллионов баррелей (порядка семисот литров) в год.
  • Более ¾ капитала пивоварни должно находиться в ее непосредственном распоряжении: вложения внешних инвесторов либо акционеров не должны превышать ¼ (в противном случае хозяевам пришлось бы ориентироваться на инвесторов).
  • Важно следования традиционным канонам пивоварения: использование оригинальной рецептуры, применение в качестве основ солода и хмеля.

Российские реалии

Американские каноны — это прекрасно, однако российскому потребителю очевидно будет куда более интересна ситуация на отечественном рынке. И здесь мы можем вполне обнадежить читателя, который, впрочем, и сам знает, что в России на данный момент крафтовое пиво «набирает обороты». Производится колоссальное количество оригинальных сортов. Даже крупные компании не смогли проигнорировать происходящее. Пример: «Тагильское пиво» — своего рода «гигант» нашего рынка — запустил отдельные линейки крафтового пива, отделив от общего производства пивоварню Crazy Brew.

Естественно, наибольшую популярность крафтовые напитки приобрели в больших городах, в особенности — в Москве и в Петербурге; однако хотя бы несколько небольших пивоварен можно встретить в любом городе страны. Среди наиболее известных фирм: «ZAGOVOR», «Selfmade Brewery», «ZAVOD», «ALASKA», «Шварц Кайзер» «Red Button» и «Грумикон» — все они уже зарекомендовали себя на отечественном рынке.

Что только ни используется в качестве ингредиентов: это и кофе, и перец, и всевозможные соусы, и различные фрукты (персики, манго, цитрусовые) — продолжать перечень можно бесконечно. Однако неизменным компонентом остается хмель, который и позволяет создавать различные вариации за счет увеличения стойкости напитка без применения операций пастеризации и специальных фильтрационных систем. В результате люди, которые хотя бы единожды попробовали качественный крафтовый продукт, подчас уже не могут вернуться к обычной заводской продукции: слишком уж «радикальной» оказывается разница во вкусе.

Компания НОМАС готова проконсультировать Вас по всем вопросам, касающимся пивоварения и выбора пивного оборудования. Свяжитесь с нами в удобное для Вас время по телефону +7 (351) 211-0-777 или e-mail: mail@nomas.ru

Наверх